Free CSS Template

   МБДОУ детский сад №4 г. Пензы «Мозаика»

      

       

      

       

        «Воспитатель года — 2022»

Коррекция звукопроизношения

 

 

Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.

 

Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов

1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, проводится предварительная работа:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
  • развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).

    

   Задача родителей на данном этапе регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений артикуляционной гимнастика.

                  

2Постановка звука

  Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенок учится придавать своим органам артикуляции то положение, которое соответствует правильной артикуляции звука, что и обеспечивает правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.

 Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем рконтроле за правильностью постановки артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.

3. Автоматизация поставленных звуков.

Один из самых длительных и сложных этапов.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.

Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:

автоматизация звука в слогах;

автоматизация в словах;

автоматизация в специально подобранных фразах;

автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым 
    звуком;

автоматизация в обычной разговорной речи.

 

На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный логопедом. Содержание его насыщено тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. 

 

4. Этап дифференциации смешиваемых звуков

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Родителям рекомендуется контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.