МБДОУ детский сад №4 г. Пензы «Мозаика»
«Воспитатель года — 2022»
Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов
1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, проводится предварительная работа:
Задача родителей на данном этапе регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений артикуляционной гимнастика.
2. Постановка звука
Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенок учится придавать своим органам артикуляции то положение, которое соответствует правильной артикуляции звука, что и обеспечивает правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.
Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем рконтроле за правильностью постановки артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
3. Автоматизация поставленных звуков.
Один из самых длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:
автоматизация звука в слогах;
автоматизация в словах;
автоматизация в специально подобранных фразах;
автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым
звуком;
автоматизация в обычной разговорной речи.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный логопедом. Содержание его насыщено тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.
4. Этап дифференциации смешиваемых звуков
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Родителям рекомендуется контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.