Free CSS Template

   МБДОУ детский сад №4 г. Пензы «Мозаика»

      

       

      

       

        «Воспитатель года — 2022»

Фонематический слух

 Фонематический слух – основа правильной речи

 

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова, тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то  писать.

Многие люди представляют работу логопеда только как исправление неправильного звукопроизношения у детей-дошкольников.

Но это не совсем так.

 Логопедия охватывает все аспекты речевой деятельности человека: правильное произношение звуков, правильное грамматическое построение фраз, умение связно, образно излагать свой рассказ и грамотно пользоваться письменной речью. Письменная речь – это отражение устной речи, и все недостатки её, как в зеркале, проявляются и при письме.

Кроме логопедов, которые работают с дошкольниками, есть школьные логопеды. Они помогают детям преодолевать такие проблемы, как дисграфия и дислексия.

 Дисграфия — это неспособность ребёнка овладеть грамотным письмом.

 Дислексия – это неспособность овладеть навыками чтения.

 Одной из причин появления подобных трудностей при школьном обучении может стать недоразвитие фонематического слуха.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!

Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры: «Магнитофон», «Знайка», «Внимательные ушки». Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Приоткройте нижнюю часть лица листом бумаги.

 

 

 

 Игры для развития слухового внимания

  • «Магнитофон»  Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.

 Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

  •   «Знайка»  Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.

 Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

 Спросите, какими звуками они отличаются?

  • «Внимательные ушки»  Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.

 Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

 Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре 2, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.

 Если же ребёнок, даже при повторе, не справляется с заданиями, то значит, вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха. Обратитесь за консультацией к логопеду, он подскажет, как и в какой последовательности строить свою работу, подберёт соответствующий материал для занятий.

  • Что за машина?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

  • Услышь шепот

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

  • Зоопарк

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

  • Цепочка

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.